Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

Статья 350 УК РФ. Действующая редакция статьи кодекса с комментариями и изменениями, консультации юристов

Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

  1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, –
    (в ред. Федерального закона от 21.07.2004 N 73-ФЗ)
    наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, –
    наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
    (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
  3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, –
    наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
    (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Комментарий к статье 350 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный порядок вождения, а также эксплуатации военных машин.
Порядок, обеспечивающий безопасность вождения и безопасность эксплуатации военных машин, устанавливается помимо Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (в ред. от 12.11.2012) <1>, Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Строевым уставом Вооруженных Сил РФ, боевыми уставами, Курсом вождения автомобилей и гусеничных тягачей, Положением об организации инструктажей личного состава по соблюдению требований безопасности при эксплуатации вооружения и военной техники и другими нормативными актами, издаваемыми компетентными органами управления Вооруженными Силами РФ. В этих актах излагаются специальные правила вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин и требования к военнослужащим по строгому и точному исполнению предписаний соответствующих правил при выполнении войсками разных видов задач.
——————————–
<1> САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 184; 1998. N 45. Ст. 5521; 2000. N 18. Ст. 1985; 2001. N 11. Ст. 1029; 2002. N 9. Ст. 931; N 27. Ст. 2693; 2003. N 20. Ст. 1899; N 40. Ст. 3891; 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5733; 2006. N 11. Ст. 1179; 2008. N 8. Ст. 741; N 17. Ст. 1882; 2009. N 2. Ст. 233; N 5. Ст. 610; 2010. N 9. Ст. 976; N 20. Ст. 2471; 2011. N 42. Ст. 5992; 2012. N 1. Ст. 154; N 15. Ст. 1780; N 30. Ст. 4289; N 47. Ст. 6505.

Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, относятся к преступлениям небольшой тяжести, ч. 3 – средней тяжести.
Предмет преступления – боевая, специальная или транспортная машина.
К боевым машинам относятся машины, составной частью которых является оружие (пушка, пулемет и др.). Это танки, боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки, миноукладчики, ракетные установки и другие машины, предназначенные для буксировки средств ведения боя, артиллерийские тягачи, машины, перевозящие аппаратуру управления огнем, и др., иные самодвижущиеся на поле боя машины – минные тральщики и др. Они и называются боевыми потому, что участвуют в ведении боя.
Специальные машины – самодвижущиеся технические средства, призванные обеспечить ведение боевых действий войсками. К ним относятся инженерные машины (траншеекопатели, бульдозеры, корчеватели, машины, осуществляющие перевозку понтонов для наведения переправ, и т.п.), санитарные машины, походные ремонтные мастерские, походные самодвижущиеся пекарни, технические, экологические и другие машины-лаборатории.
Транспортные машины – это машины, предназначенные для перевозки личного состава, подвоза оружия, боеприпасов, военно-технического имущества, горюче-смазочных материалов, продовольствия, вещевого и иного имущества для хозяйственно-бытового обеспечения войск. Транспортные машины организационно включаются в специальные транспортные части и подразделения (автомобильные полки, батальоны, роты).
Потерпевшие – военнослужащие и иные лица.
2. Объективную сторону преступления составляет нарушение правил вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных военных машин, совершаемое в виде действия (бездействия).
Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной. Правила об этих нарушениях устанавливаются названными выше нормативными правовыми актами, на которые необходимо ссылаться при квалификации соответствующих нарушений.
Правила вождения – это совокупность обязательных предписаний, соблюдение которых военнослужащими, непосредственно управляющими машиной во время движения, обеспечивает безопасное движение военных машин для людей, воинского правопорядка и боеготовности войск.
Нарушение правил вождения военных машин может выражаться путем действия – это превышение скорости движения машины, совершение обгона машины вопреки порядку, установленному соответствующими правилами или приказом командира (начальника), не противоречащим правилам безопасности движения, движение на запрещающий сигнал, регулирующий движение, и др. Нарушение правил безопасности движения путем бездействия – это непринятие мер к своевременной остановке машины, к снижению ее скорости движения, невключение светового сигнала в условиях, когда его включение обязательно, либо сигнала о намерении совершить поворот, непринятие мер к остановке машины в случае ослепления ее водителем встречной машины, сон за рулем машины, неоказание помощи пострадавшему от допущенного самим же водителем машины нарушения, невыполнение указания старшего машины о прекращении нарушения правил вождения машины и др.
Правила эксплуатации – это совокупность норм, предписывающих определенной категории лиц создание благоприятных условий безопасного движения военных машин, для других военнослужащих.
Нарушение правил эксплуатации может выражаться: в допуске к управлению лиц, не имеющих права на управление машиной, в выпуске в рейс компетентным начальником с неисправностями, при которых Правилами дорожного движения и другими нормативными актами запрещается эксплуатация машин. Перечень таких неисправностей содержится в том числе и в Правилах дорожного движения (например, неисправность тормозов), в допуске к управлению машиной лиц, заведомо не подготовленных к вождению данного типа машин либо по своему физическому или психическому состоянию не способных управлять машиной, в отдании начальником или старшим машины распоряжений, явно противоречащих правилам безопасности движения (о выборе скорости движения, осуществлению маневра машиной, погрузке негабаритных грузов, буксировке прицепных устройств, посадке военнослужащих на машину, не приспособленную к перевозке людей, и др.).
Обязательный признак объективной стороны преступления – последствия в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 111).
Степень тяжести причиненного вреда здоровью определяет судебно-медицинский эксперт с представлением заключения об этом.
Причинение в результате нарушения правил вождения или эксплуатации машин легкого вреда здоровью нескольким лицам не образует рассматриваемого преступления, так как ответственность за причинение легкого вреда здоровью по неосторожности не установлена.
Между нарушением правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины и последствиями должна быть установлена причинная связь.
Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека.
3. Субъектом нарушения правил вождения боевой, специальной и транспортной машины может быть любой военнослужащий, законно или незаконно управлявший военной машиной. Военнослужащий, совершивший транспортное преступление на личной автомашине, не может быть признан субъектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, и подлежит уголовной ответственности по ст. 264 УК.
Субъектом нарушения правил эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин является военнослужащий, на которого возложена обязанность их соблюдения нормативными актами или приказом начальников. К ним относятся командиры и начальники, непосредственно занимающиеся эксплуатацией машин, должностные лица технической службы, старшие машин, командиры танков, других самодвижущихся машин, начальники контрольно-технических пунктов, дежурные по паркам, ангарам и другие военнослужащие, на которых возложена обязанность по обеспечению безопасности движения военных машин.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
5. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицирующий признак – причинение по неосторожности смерти человека.
Военным судом Екатеринбургского гарнизона рядовой Б. признан виновным в том, что, следуя на закрепленном за ним автомобиле КамАЗ-4310, превысил предельно допустимую скорость и выехал на полосу встречного движения, в результате чего произошло столкновение со следовавшим во встречном направлении автомобилем “Нива” ВАЗ-2121. Последствиями данного дорожно-транспортного происшествия явились смерть водителя автомобиля ВАЗ-2121 П. и причинение тяжкого вреда здоровью пассажира этого автомобиля С.
Нарушение Б. правил вождения транспортной машины, повлекшее по неосторожности смерть одного человека и причинение тяжкого вреда здоровью другого, судом правильно квалифицировано по ч. 2 ст. 350 УК.
6. В ч. 3 комментируемой статьи назван особо квалифицирующий признак – причинение по неосторожности смерти двум и более лицам.
О понимании последствий, названных в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, см. комментарий к ст. 264.

Похожие статьи кодекса:

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ