Статья 130. Тюрьмы
О выявлении конституционно-правового смысла части первой статьи 130 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.02.2003 N 1-П.
1. В тюрьмах содержатся мужчины, осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет с отбыванием части срока наказания в тюрьме, а также осужденные, переведенные в тюрьму на срок до трех лет за нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов. В тюрьмах также могут содержаться осужденные, находящиеся там по основаниям, указанным в статье 77 настоящего Кодекса. Срок, назначенный по приговору суда для отбывания в тюрьме, исчисляется со дня прибытия осужденного в тюрьму. Если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения на строгом режиме исчисляется со дня заключения под стражу.
(в ред. Федеральных законов от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
2. В тюрьмах устанавливаются общий и строгий режимы.
3. На строгом режиме содержатся осужденные, поступившие в данное исправительное учреждение, и осужденные, переведенные с общего режима.
4. На строгом режиме не могут содержаться осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)
5. По отбытии не менее одного года срока наказания на строгом режиме осужденные могут быть переведены на общий режим.
6. Осужденные, отбывающие наказание на общем режиме, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся на строгий режим. Повторный перевод на общий режим может быть произведен в порядке, предусмотренном частью пятой настоящей статьи.
Комментарий к статье 130 УИК РФ
1. На тему существования тюрем дискуссии в ученых кругах ведутся давно и по этому вопросу имеются различные позиции: 1) тюрьмы должны быть ликвидированы вообще; 2) вся система отбывания лишения свободы в отношении взрослых осужденных должна быть построена по тюремному принципу; 3) тюрьмы необходимо оставить в небольшом количестве для наиболее опасной категории осужденных.
Ныне действующее законодательство восприняло последнюю точку зрения, определив содержание в тюрьмах для осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет с отбыванием части срока наказания в тюрьме и для осужденных, переведенных из ИК общего, строгого и особого режимов за нарушение установленного порядка отбывания наказания на срок до трех лет.
На 1 января 2004 г. в тюрьмах содержалось 3888 осужденных.
2. По вопросу о переводе в тюрьму из ИК осужденных, нарушающих установленный порядок отбывания наказания, законодатель занимает противоречивую позицию. Так, в п. 7 ст. 74 УИК речь идет о таких переводах в общей форме: в тюрьму могут быть переведены из ИК (без указания вида режима) осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В п. “в” ч. 4 ст. 78 УИК речь идет уже об осужденных, переведенных только из ИК общего и строгого режимов. В ч. 1 комментируемой статьи перечень видов ИК расширен и уточнен: в тюрьме содержатся осужденные, переведенные из ИК общего, строгого и особого режимов. Конечно, подобная коллизия правовых норм в одном законе должна быть устранена, тем более что особой необходимости перевода в тюрьмы осужденных, отбывающих наказание в ИК особого режима, нет, поскольку отбывание наказания в этих колониях в строгих условиях практически не отличается от условий отбывания наказания на строгом режиме в тюрьмах (за исключением размера расходования денежных средств и продолжительности времени прогулки).
В тюрьмах отбывают наказание только мужчины. В настоящее время в тюрьмах не могут содержаться осужденные женщины как по приговору суда, так и в порядке изменения вида ИУ. В целях хозяйственного обслуживания тюрем в них содержатся также осужденные, которым суд определил отбывание наказания в ИК общего режима. Эти осужденные содержатся отдельно от “тюремных сидельцев” и в условиях общего режима ИК.
3. Срок, назначенный по приговору суда для отбывания наказания в тюрьме, исчисляется со дня прибытия осужденного в тюрьму. Если в период пребывания в СИЗО к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения на строгом режиме исчисляется со дня заключения под стражу.
4. В тюрьмах устанавливаются два вида режима: общий и строгий. Облегченных условий отбывания наказания в силу специфики данного вида ИУ не предусмотрено, так как в тюрьмах должна обеспечиваться максимальная степень изоляции осужденных. Именно этим тюрьмы отличаются от ИК, в том числе ИК особого режима.
5. На строгом режиме в тюрьме содержатся все категории осужденных, поступившие в данное ИУ, а также осужденные, переведенные с общего режима тюрьмы за злостные нарушения порядка отбывания наказания. Если осужденный временно выбывал из тюрьмы, например, на время лечения в лечебном ИУ, то по возвращении в тюрьму он будет отбывать наказание на том виде режима, с которого его отправляли на лечение.
Не могут содержаться на строгом режиме в тюрьме осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы.
Правило о том, что все осужденные, поступившие в тюрьму, помещаются на строгий режим, обусловливается стремлением достичь своего рода “шокирующего” эффекта, так как условия отбывания наказания на строгом режиме являются наиболее жесткими.
6. Возможность перевода на общий режим у осужденного возникает после пребывания его на строгом режиме в течение не менее чем одного года. После этого администрация тюрьмы в соответствии со ст. 87 УИК обязана рассмотреть вопрос о возможности перевода осужденного на общий режим, но во внимание принимается также его поведение.
В тюрьме создается комиссия из сотрудников различных служб учреждения и представителей органов местного самоуправления, на которой рассматриваются материалы по переводу осужденных со строгого режима на общий. Решение комиссии оформляется протоколом, после чего по приказу начальника тюрьмы осужденный переводится на общий режим. Комиссией в переводе на общий режим может быть отказано, если во время нахождения на строгом режиме осужденный допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания. Это решение осужденный в установленном порядке может обжаловать.
7. УИК предусматривает возможность перевода осужденного не только в более мягкие условия отбывания наказания, но и в более жесткие, в зависимости от его поведения в местах отбывания лишения свободы. Перевод на строгий режим возможен в случае нарушения осужденным установленного порядка отбывания наказания, при этом осужденный должен быть признан злостным нарушителем режима (ч. 6 комментируемой статьи). Повторный перевод осужденных со строгого режима на общий возможен при соблюдении условий, установленных частью пятой комментируемой статьи. Вопрос вновь рассматривается на комиссии с учетом как формальных оснований, так и поведения осужденного.