Статья 112. Общее образование осужденных к лишению свободы

Ст 112 УИК РФ. Действующая редакция статьи кодекса с комментариями, меры и виды, формы процессуального производства РФ, консультации юриста

Статья 112. Общее образование осужденных к лишению свободы

1. В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.
(часть первая в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
2. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. – Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.
3. Для сдачи экзаменов обучающиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
4. Получение осужденными основного общего и среднего общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
5. Педагогические коллективы образовательных организаций субъектов Российской Федерации оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
6 – 7. Утратили силу с 1 сентября 2013 года. – Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.

Комментарий к статье 112 УИК РФ

1. Общее образование осужденных согласно ст. 9 УИК отнесено к основным средствам их исправления. В соответствии с Законом РФ (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) “Об образовании” в России обязательно основное общее образование в отношении лиц, не достигших пятнадцатилетнего возраста. Согласно ч. 1 ст. 19 этого Закона общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.
Комментируемая статья в отношении осужденных к лишению свободы устанавливает свои правила, ограничивая возраст для обязательного получения образования 30 годами и определяя обязанность получения лишь основного общего образования. По ИТК этот вопрос решался иначе: возраст осужденных, обязанных обучаться в школе, ограничивался 40 годами, и получить они должны были общее среднее образование. Для выполнения этой задачи во всех ИК и ВК были организованы и функционировали средние школы (или их филиалы).
2. Сейчас положение с организацией общеобразовательного обучения резко изменилось: сократилось общее количество школ (их около 230 и примерно столько же консультационных пунктов), но также резко упал образовательный уровень осужденных. Так, согласно переписи осужденных 1999 г., в местах лишения свободы в общей массе содержащихся лиц около 4% осужденных имеют образование в пределах начального, а 29,5% – в пределах неполного среднего. В настоящее время требования закона об обязанности обучения осужденных, не имеющих общего образования в возрасте до 30 лет, выполняются далеко не в полной мере, не охвачено обучением в школе примерно 30 тыс. человек. Примечательно также и то, что по сравнению с 80-90 гг. XX в. увеличилось число обучающихся в начальных классах (имеется много неграмотных осужденных). Раньше в школах начальные классы практически не функционировали: осужденные в основном обучались в старших классах. Это связано с резким падением образовательного уровня людей (особенно подростков и молодежи), находящихся на свободе. По результатам переписи осужденных 1999 г. образование в пределах начального общего имели 5,3% лиц, отбывающих лишение свободы. В ВК созданы все необходимые условия для получения осужденными среднего (полного) общего образования: небольшая часть из них (около 30 человек) обучается за пределами ВК (заочно) в средних и высших учебных заведениях профессиональной подготовки.
3. В соответствии со ст. 9 Закона РФ “Об образовании” образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь делятся на основные и дополнительные. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. К профессиональным относятся программы по осуществлению начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Каждая образовательная программа определяет содержание образования конкретного уровня. Обязательный минимум содержания каждой основной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Для сдачи осужденными выпускных и переводных экзаменов они освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы.
4. Отношение осужденных к обучению в определенной мере свидетельствует об уровне их интеллектуального и общего развития, степени усвоения и реализации полученных знаний, стремлении к исправлению. Положительное отношение осужденных к обучению законодатель всячески поощряет, так как это создает основу для успешной их адаптации к условиям свободы после освобождения из ИУ. Педагогический коллектив общеобразовательных школ в связи с этим обязан участвовать в воспитательной работе с осужденными как в процессе обучения, так и в рамках воспитательного процесса, осуществляемого в пределах отряда или всего коллектива ИУ в рамках реализации единых режимов педагогических требований, предъявляемых к осужденным.
Участие учителей в воспитательном процессе является необходимым условием комплексного подхода к исправлению осужденных. Это участие проявляется в непосредственном обучении и воспитании осужденных, методическом обеспечении воспитательной работы, индивидуальном шефстве над отдельными осужденными, работе в составе советов воспитателей, организации и проведении групповых и массовых мероприятий среди осужденных и т.п. Следует подчеркнуть важность и эффективность работы педагогических коллективов школ; их деятельность (как и сами школы) всегда находятся в центре внимания руководства ИУ. Особое внимание уделяется комплектованию преподавательского состава.
5. Общеобразовательное обучение осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, в традиционных формах не организуется. В ИК особого режима, где содержатся эти лица, администрацией ИК создаются необходимые условия для самообразования указанной категории осужденных. В этих целях используются возможности имеющейся библиотеки, консультации, в том числе и заочные (в форме дистанционного обучения), педагогов и специалистов, подписка на отдельные издания как самостоятельно, так и с помощью родственников и иных лиц и др.
6. Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования законодатель относит к ведению Минюста России и Минобразования России. В соответствии с Положением о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах, утвержденным совместным приказом Минюста России и Минобразования России от 9 февраля 1999 г. N 31/321, разграничена компетенция указанных министерств в деле организации и осуществления общеобразовательного обучения осужденных. На ИУ возложены обязанности учета осужденных, подлежащих обучению, создания материальной базы обучения, обеспечения обучающихся необходимыми учебными принадлежностями, обеспечения безопасности работников школы и контроля за соблюдением ими режимных требований; на руководство и педагогический состав школы – ответственность за организацию образовательного процесса в соответствии с учебными планами и программами, соблюдение установленных режимных правил, оказание помощи обучающимся в подготовке к занятиям. Данное Положение также обязывает учителей принимать участие в духовно-нравственном воспитании осужденных, работе советов воспитателей отрядов.

Похожие статьи кодекса:

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ